Сельхозтехника

от машинно-сенокосной станции до районного объединения

От машинно-сенокосной станции
до районного объединения "Сельхозтехника"

В начале 1930-х годов прошлого века, в период масштабной коллективизации деревни, образовалось большое количество мелких коллективных хозяйств (колхозов), которые не имели для своего развития необходимой материально-технической базы. С целью обеспечения необходимыми техническими средствами для развития колхозов стали создаваться государственные предприятия машинно-сенокосные, а немного позднее машинно-тракторные станции, подведомственные министерству сельского хозяйства. Машинно-сенокосные станции имели сенокосилки, конные грабли, сеноворошилки, жатки, бороны и сеялки. Машинный парк создавался из сельхозмашин, поставляемых государством с заводов, позднее сельхозмашин, передаваемых на договорных началах колхозами района.

В короткие сроки эти новые предприятия создали свою материально-техническую базу и активно стали помогать колхозам в проведении основных трудоемких работ, таких, как вспашка, заготовка сена, уборка урожая и другие.

В нашем районе машинно-сенокосная станция была организована 15 июня 1932 года по Постановлению Северного Краевого комитета ВКП(б) на основании Постановления ЦК ВКП1(б) по типу машинно-тракторных станций, которые были организованы в зерновых районах страны.

Изначально станция располагалась в селе Лена, позднее, летом 1935 года, была переведена по Постановлению бюро Ленского райкома ВКП(б). «Центр МТС (в 1935 году МСС преобразована в МТС) переведен в Ирту с передачей в распоряжение МТС двух церквей Иртовского сельсовета для оборудования в них гаража и мастерских и отводом приусадебного участка для строительства и огородов МТС (протокол заседания бюро Ленского райкома ВКП(б) от 29 мая 1935 года № 76)».1

Машинно-тракторные станции – это государственные сельскохозяйственные предприятия, техническая база колхозов, один из рычагов государственного руководства колхозным производством.

Машинно-сенокосная станция обслуживала все сенокосные угодья колхозов и единоличных крестьянских хозяйств, за исключением лесных и болотных угодий. Все работы производились машинно-сенокосной станцией на договорных началах.

С начала организации машинно-сенокосной станции партийным ячейкам сельсоветов была поставлена задача: развернуть широкомасштабную разъяснительную и подготовительную работу среди колхозов и единоличников по уборке лугов от мусора и по заключению договоров с машинно-сенокосной станцией на сенокошение, уборку урожая, культивирование лугов.

Первыми активно включились в расчистку лугов от мусора и кустарника колхозы Ленского сельсовета, как говорилось в документах Ленского райисполкома за 1932 год. Колхозы организовали ударный декадник по расчистке и очистили 388 га. В колхозах состоялись общие собрания с обсуждением создания машинно-сенокосной станции и заключения договоров. Колхозники приветствовали организацию машинно-сенокосной станции и заключили договоры.

В январе 1934 года на третьей районной партийной конференции выступал директор МСС Трубачев о значительном росте в сельском хозяйстве, об освоении тракторной техники, о подборе кандидатов на курсы трактористов в Черевково.2

Из воспоминаний первых работников МТС следует, что первые тракторы пришли в район в том же, 1934 году. Это было пять тракторов СТЗ с 10-ти сильными моторами. В самом конце 1934 года, на третьем пленуме Ленского райкома ВКП(б) от 29-30 декабря 1934 года, протокол № 3 был рассмотрен вопрос о количестве тракторов в Ленском районе: «Имеющиеся 5 тракторов закрепить за участками: в Ленском, Иртовском – 3 трактора и 2 в Софроновском участке».3

После принятия в 1935 году Устава сельхозартели в районе началось массовое образование колхозов, перед которыми были поставлены две самые главные задачи: это выполнение плана лесозаготовок и подготовка к весеннему севу. В этом же году в район поступают первые трактора ЧТЗ с 15-сильными моторами, которые были направлены для выполнения весенне-полевых работ в колхозы района. На базе машинно-сенокосной станции создается машинно-тракторная станция (МТС).

В первые годы становления МСС-МТС производственный план, кроме сдачи сена государству, не выполнялся, и лишь за 1935 год перевыполнен план сенокошения и косьбы зерновых.

Производительность тракторов, сельскохозяйственных машин оставалась еще крайне низкая, не отвечала поставленным задачам, так как новую технику необходимо было изучить и освоить, однако даже в самом начале освоения техники были работники, которые освоили сложную технику и давали хорошие результаты своего труда.

С появлением тракторов в МТС была набрана группа из 18 человек и направлена на обучение на трактористов в п. Черевково.

В 1936 году станция стала называться машино-тракторная станция – МТС. В этом же году при Ленской МТС были организованы курсы трактористов.

Одними из первых трактористов были Михаил Шаньгин, Василий Ярыгин, Яков Амосов.

В 1935 году общая численность работников в МТС составляла 31 человек. Обслуживали 52 колхоза. Тракторами было выполнено работ в объеме 12315 условных га, включая молотьбу, скошено сена 6660 га.9

В 1935-1937 годах в МТС поступили три прицепных комбайна и одна автомашина. Одним из первых шоферов в МТС был Александр Александрович Гобанов. Прошел две войны: Финскую и Великую Отечественную, после окончания которой снова пришел работать шофером в МТС и проработал там до 1955 года.

В 1937 году Яков Дмитриевич Амосов, приехавший работать в МТС из Сойги, был назначен бригадиром тракторной бригады, состоящей из семи человек: Алябышева Василия, Велигжанинова Василия, Карповой Александры, Селиванова Анатолия, Тучнолобовой Екатерины, Щеголева Ивана, Ярыгина Константина. Уже в этой бригаде были две женщины-трактористки. На одном тракторе работали по 2 тракториста. В сезон полевых работ работали круглосуточно, пахали и сеяли в колхозах. В колхозах трактористов принимали очень хорошо, всех размещали в домах, кормили, давали молоко и мясо.

В 1940 году численность работников МТС составляла 70 человек. Окончили школы трактористов и оседлали стальных колесных коней девушки-трактористки: Александра Вяткина, Александра Карпова, Александра и Елена Тучнолобовы, Антонина Жданова, Евдокия Шаньгина, Надежда Потапова, Александра Кучина и другие.

С 1938 года работал механиком Волков Андрей Владимирович.

В 1941 году в МТС уже было 28 тракторов, 2 автомобиля и 5 комбайнов. Когда началась Великая Отечественная война, большая часть мужчин-трактористов была призвана на фронт, часть техники была отправлена в армию. В 1942 году объемы выполняемых работ МТС сократились почти на 40%, вдвое сократилась выработка на 1 трактор. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины и подростки, а еще престарелые и инвалиды, за счет которых в 1943 году была восстановлена численность работающих в МТС. Как и в предвоенные годы, на их плечи легла пахота, посевная, уборочная, ремонт техники и инвентаря.

За самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны 47 работников МТС были награждены медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг”. Некоторые выдержки из характеристик награжденных:

«- Мишарин Александр Григорьевич, 1908 г.р., тракторист-машинист. Работает в Ленской МТС с 1936 года. Является самым лучшим трактористом и машинистом МТС. Имеет высокую выработку на трактор и молотилку и ежегодно добивается экономии горючего.

- Козловский Казимир Иосифович 1915 г.р., тракторист. Работает в Ленской МТС с 1944 года. Пришел с фронта по демобилизации и показал себя добросовестным работником. Добился наивысшей выработки на трактор.

- Карпова Александра Николаевна, 1916 г.р., комбайнер. Работает в Ленской МТС с 1937 года. За период Великой Отечественной войны добилась наивысшей выработки на комбайн во время уборки урожая, тем самым оказала большую помощь колхозам в своевременной уборке урожая.

- Помылев Александр Алексеевич, 1897 г.р., слесарь. Работает в Ленской МТС с 1935 года. К работе относится добросовестно, исполнительный. За время работы не было ни одного случая не доброкачественно выполненной работы. Оказал большую помощь колхозам в ремонте сельхозмашин и инвентаря.

- Волков Андрей Владимирович, 1903 г.р., участковый механик. Работает в Ленской МТС с 1935 года. За время войны, работая на участке механиком, обеспечил хорошее техническое состояние тракторов и перевыполнение плана тракторных работ.

- Тучнолобова Елена Ивановна, 1919 г.р., бригадир тракторной бригады. Работает в Ленской МТС с 1936 года. К работе относится добросовестно. По своей бригаде добилась наивысших показателей по выполнению плана тракторных работ и наивысшей выработки на трактор.

- Кобычев Иван Васильевич, 1914 г.р., старший механик. Работает в Ленской МТС с 1935 года. А с 1941 года по настоящее время работает старшим механиком. За период его работы старшим механиком весь тракторный парк находится в хорошем техническом состоянии.

- Самородова Нина Павловна, 1921 г.р., старший агроном. Работает в Ленской МТС с 1940 года старшим агрономом. Все время к работе относится добросовестно. За период войны МТС из года в год выполняла план тракторных работ».11

В послевоенные годы работники МТС, как и колхозы, и другие предприятия, учреждения района восстанавливали послевоенное народное хозяйство.

К концу 1945 года в МТС были:

- 21 трактор марок СТЗ и ХТЗ;

- 1 трактор ЧТЗ, 4 комбайна;

- 1 автомашина марки ГАЗ-АА;

- 1 велосипед;

- 2 лошади.

Машинно-тракторная станция обслуживала 30 колхозов. Общая численность работников составляла 97 человек.12

В 1953 году в соответствии с решением сентябрьского Пленума ЦК КПСС руководство производством в колхозах целиком возложено на МТС, от планирования до учёта и распределения произведённой продукции. На баланс МТС переданы контрольно-семенные и агрохимические лаборатории, ветеринарные участки. В связи с этим в райисполкоме районное управление сельского хозяйства и заготовок было ликвидировано.

В середине 1950-х годов в МТС было самое большое количество основных средств, техники и людей.

К концу 1955 года имелись

- 61 трактор, из них:

      - 2 трактора ЧТЗ;

      - 12 тракторов ДТ-54;

      - 9 тракторов КД-35;

      - 5 тракторов СТЗ-НАТИ;

      - 18 тракторов СТЗ;

      - 6 тракторов универсал;

      - 4 трактора ХТЗ-7;

      - 5 тракторов "Беларусь;"

      - 8 комбайнов С-4;

- грузовых автомашин:

      - 1 машина ГАЗ-93;

      - 2 машины ГАЗ-51;

- легковых автомашин:

      - 1 машина ГАЗ-67;

      - 1 машина ГАЗ-69;

      - 1 катер 54 л.с;

      - 4 лошади;

      - 4 автопередвижные мастерские.

МТС обслуживала 23 колхоза (в 1950 году произошло укрупнение мелких колхозов в более крупные). Было выполнено работ тракторами 11906 га мягкой пахоты, механизировано ферм на 22,7 тыс. руб. Общая численность работников составляла 189 человек. Стоимость основных фондов – 3840 тыс. руб.13

В апреле 1958 года вновь произошла реорганизация руководства колхозами. По Постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР руководство колхозами района было возложено на инспекцию по сельскому хозяйству, образованную на правах отдела в составе Ленского райисполкома.

В 1958 году Совет министров СССР принял решение о продаже сельскохозяйственной техники от МТС колхозам и о преобразовании части МТС в ремонтнотехнические станции (Закон СССР «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций» от 31 марта 1958 года).

Во исполнении решения исполнительного комитета Архангельского областного Совета депутатов трудящихся от 14 января 1959 года №23 и приказа по Архангельскому областному управлению сельского хозяйства от 21 января 1959 года №14 Ленская машинно-тракторная станция реорганизована в Ленскую ремонтно-техническую станцию (РТС). Основными ее задачами были ремонт колхозной сельскохозяйственной техники и инвентаря, механизация животноводческих ферм.

В июне 1961 года Ленская ремонтно-техническая станция была реорганизована в Ленское районное объединение «Сельхозтехника». Основные задачи районного объединения: контроль за эксплуатацией сельскохозяйственной техники в колхозах и совхозах и ее ремонт, обеспечение хозяйств техникой, запчастями и другим сельскохозяйственным оборудованием, механизация животноводческих ферм в колхозах и совхозах, лугомелиоративные работы в хозяйствах, обеспечение удобрениями и ядохимикатами.14

В 1965 году в Ленском районном объединении были:

- 4 трактора, в том числе:

      - 2 трактора Т-74;

      - 1 трактор ТДТ-40;

      - 1 трактор Т-16;

- 2 экскаватора;

- 1 катер «Сильный»;

- электростанция;

- пилорама.

Сельхозтехника обслуживала 4 колхоза и 2 совхоза, 3 прочих сельхозорганизации. В 1965 году районным объединением было отремонтировано 64 трактора, 8 автомобилей, 60 автотракторных двигателей, механизировано автопоения на 236 голов, проведено механизированных работ тракторами в объеме 2328 га мягкой пахоты. Товарооборот составил 307 тыс. руб. Общая численность работников составляла 75 человек.15

Районное объединение «Сельхозтехника» было важным звеном в цепи сельхозпредприятий Ленского района, имело большое значение для жизни села Ирта. Как и все предприятия и учреждения в стране в то время, «Сельхозтехника» планировала свою деятельность, так как было плановое ведение народного хозяйства, участвовала в социалистических соревнованиях, брала на себя соцобязательства. Так, например, к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина и досрочного выполнения пятилетнего плана, коллектив рабочих и служащих принял социалистическое обязательство на 1970 год.

Социалистическое обязательство было принято в целях мобилизации всего коллектива на выполнение задач по обеспечению высококачественного ремонта сельскохозяйственной техники, механизации животноводческих ферм и полного материально-технического снабжения колхозов и совхозов, а также выполнения и перевыполнения планов механизированных работ, перевозки грузов автотранспортом.

Районное объединение «Сельхозтехника» приняло на себя следующее социалистическое обязательство:

1. В ремонтных мастерских произвести качественный ремонт в количестве 56-ти тракторов всех марок, в том числе: к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, т.е. к 22 апреля 1970 года – 21 трактор;

во II квартале 1970 года – 10 тракторов;

в III квартале 1970 года – 9 тракторов;

&в IV квартале 1970 года – 16 тракторов.

Произвести ремонт 46 тракторных двигателей и 51 автомобильный двигатель.



Работники мастерских на субботнике.
Фото из архива Иртовского школьного музея



На снимке слева направо: Потапов Николай Николаевич, Селиванов Василий Михайлович, кузнец Нефедьев Геннадий Васильевич, Яковлев Вениамин Ермолаевич, Рытов Александр, Елесин Александр Филиппович.
Фото из архива Иртовского школьного музея



Строительство новых мастерских.
Фото из архива Иртовского школьного музея

Восстановить запчастей на сумму – 3000 рублей.

Изготовить запчастей на сумму – 4000 рублей.

Выполнить работ по ремонтной мастерской в валовом выражении на сумму – 120 тысяч рублей. Снизить себестоимость ремонта на 2%.

2. По механизированному отряду выполнить работ на сумму 32 тысячи рублей, в том числе по кварталам:

I квартал – 7 тысяч рублей;

II квартал – 8 тысяч рублей;

III квартал – 9 тысяч рублей;

IV квартал – 8 тысяч рублей.

Произвести известкование в колхозах и совхозах кислых почв 850 га и вывести органических удобрений 30 тысяч тонн.

По автотранспорту выполнить работ на сумму 30 тысяч рублей при объеме грузоперевозок 200 тысяч тонно-километров. Обеспечить своевременный завоз запчастей и завоз извести к местам известкования. Экономно расходовать топливо и смазочные материалы и проработать на Всесоюзном Ленинском коммунистическом субботнике 11 апреля 1970 года на сэкономленном топливе и смазочных материалах.

3. Произвести монтаж трудоемких работ на животноводческих фермах на сумму 18 тысяч рублей, в том числе:

- в колхозе «Иртовский» на 200 голов;

- в совхозе «Яренский» на 200 голов.

4. По вспомогательному производству выполнить работы на сумму 30 тысяч рублей. Получить прибыли 20 тысяч рублей. Заготовить и переработать 1000 м3 деловой древесины.

По водному транспорту: обеспечить своевременный завоз товаров для нужд объединения и стройматериалов для строящихся объектов.

Обеспечить бесперебойное снабжение электроэнергией ремонтные мастерские, население и вспомогательные производства.

5. Выполнить объем складского товарооборота на 250 тысяч рублей. Поставлять колхозам и совхозам только комплектную технику согласно договорам.

6. Произвести капитальный ремонт техники, оборудования и зданий, согласно утвержденному плану. Достроить и сдать в эксплуатацию 12-ти квартирный жилой дом до 1 ноября 1970 года.

7. Администрации и рабочкому взять под контроль строительство новых мастерских и оказывать всяческую помощь в строительстве. В мае 1970 года приступить к установке оборудования в новых мастерских и закончить до осенне-зимнего ремонта 1970 года. (как показала жизнь, этот пункт обязательства не был выполнен, новые мастерские заработали только в 1972 году – прим. автора).

8. Обеспечить широкое вовлечение рабочих, инженеров, техников и служащих в борьбу за экономию и бережливость. Организовать техническую и экономическую учебу, повысить квалификацию 30% рабочих.

9. Всемерно развивать социалистическое соревнование среди рабочих. Ежемесячно на совместных заседаниях администрации и рабочкома подводить итоги работы по цехам. В индивидуальном соревновании учредить вымпелы по мастерским: «Лучшему слесарю», «Лучшему токарю», по мехотряду: «Лучшему трактористу», «Лучшему шоферу».

Имена лучших производственников заносить на Доску Почета и в книгу Почета объединения. Итоги работы объединения подводить ежеквартально.16

В 1975 году в районном объединении «Сельхозтехника» работало 92 человека. Имелось 10 тракторов, 9 грузовых и 1 легковая автомашина, 9 спецмашин, 1 катер мощностью 150 л.с. Объем работ по производственной деятельности составлял 368 тысяч рублей. Было отремонтировано 77 тракторов, 132 автотракторных двигателя. Грузооборот автотранспорта составил 451 тысячу тонно-километров. Было произвестковано 1312 га почвы. Вывезено органики на поля 13369 тонн. Объем товарооборота составил 626 тысяч рублей.17

В конце 1979 года в стране была создана единая специализированная агрохимическая служба.

В январе 1980 года на базе механизированного отряда было создано новое предприятие - районное объединение «Сельхозхимия». Часть техники при создании нового предприятия перешла из механизированного отряда «Сельхозтехники» в «Сельхозхимию».

Семидесятые-восьмидесятые годы для «Сельхозтехники» были периодом стабильности в работе, расширения сферы обслуживания и услуг. Регулярно проводилось техническое обслуживание животноводческих ферм, увеличивались объемы по ремонту тракторов и автомобилей, их двигателей, узлов и агрегатов. Техника становилась все сложнее, поэтому на базе предприятия регулярно проводилась учеба.

Предприятие стало строить свой жилфонд, производственные помещения. Был свой ведомственный детский сад.

В юбилейный для предприятия 1982 год, когда «Сельхозтехника» отмечала 50-летний юбилей, на предприятии работало 104 человека. Стоимость основных фондов составляла 1589 тысяч рублей. Предприятие обслуживало 3 совхоза, 2 колхоза, 5 прочих сельскохозяйственных организаций. Объем работ по производственной деятельности составлял 475 тысяч рублей. Было отремонтировано 105 тракторов, 190 автотракторных двигателей. Грузооборот автотранспорта составил 680 тысяч тонно-километров. Проведена комплексная механизация ферм на 1200 голов. Объем товарооборота составил 1330 тысяч рублей. На предприятии имелось 5 тракторов различных марок: МТЗ-52, ТДТ-40, ДТ-75, 1 экскаватор ЮМЗ-6Л, 12 грузовых автомашин ГАЗ, ЗИЛы, УРАЛ, УАЗ, 1 легковая автомашина УАЗ-469, 10 спецмашин, 2 катера, 2 моторные лодки, ремонтная мастерская на 180 условных ремонтов, деткомбинат на 75 мест, жилой ведомственный фонд площадью 1641 кв.м.18

С сентября 1985 года на предприятии было организовано свое подсобное хозяйство, ферма на 15 голов, которые были привезены из совхоза «Яренский». Первой дояркой на этой ферме была Выборова Таисия Евгеньевна. Позднее стали выращивать и поросят.

В июне 1985 года в Ирте открылся новый типовой деткомбинат на 90 мест, построенный колхозом «Иртовский». Он удовлетворял потребности в местах в детский сад и колхоза, и РО «Сельхозхимия», и РО «Сельхозтехника». Был в «Сельхозтехнике» и свой детсад, но размещался он в приспособленном помещении. Исполнительный комитет Ленского районного Совета народных депутатов предложил колхозу «Иртовский» и РО «Сельхозтехника» заключить договор сроком на 5 лет о совместной эксплуатации и содержании деткомбината. Впоследствии деткомбинат перешел в ведение колхоза «Иртовский».

В марте 1986 года, согласно приказу госагропрома РСФСР от 27 февраля 1986 года №108 районное объединение «Сельхозтехника» было переименовано в государственное Ленское ремонтно-техническое предприятие с базой по материально-техническому снабжению и химией.

В девяностых годах прошлого века с началом проводимых в стране экономических реформ, сменой формы ведения экономики, форм собственности сельскохозяйственных предприятий, ухудшилась их хозяйственная деятельность. Произошли перемены не в лучшую сторону и в Ленском ремонтно-техническом предприятии. На основании закона РФ «О местном самоуправлении», Указа президента РФ от 29 января 1992 года №66, распоряжения комитета по управлению госимуществом Архангельской области от 29 апреля 1993 года № 294-р, Постановлением Главы Администрации Ленского района от 19 мая 1993 года №116 Ленское ремонтно-техническое предприятие было перерегистрировано в акционерное общество открытого типа (ОАО) «Ленская сельхозтехника» с Уставом и уставным капиталом 3125 тысяч рублей. Основными видами деятельности были:

- ремонт сельскохозяйственной техники;

- монтаж и ремонт животноводческого оборудования;

- механизированные работы по известкованию почв, добыче торфа;

- торгово-закупочная деятельность (новый для предприятия вид деятельности).

Учредителем данного общества был комитет по управлению государственным имуществом Архангельской области.19

Сельскохозяйственные предприятия района, бывшие колхозы и совхозы, даже несмотря на смену формы собственности, не смогли «выжить» в тех экономических условиях, которые были в стране. Во всех акционерных обществах, которыми стали некогда государственные предприятия, прошли общие собрания акционеров, прошла фактически их ликвидация, на их месте были образованы еще одни предприятия, получившие названия сельскохозяйственных производственных кооперативов.

Такая участь ждала и ОАО «Ленская сельхозтехника». Постановлением главы местного самоуправления муниципального образования «Ленский район» от 14 декабря 2001 года №370 был зарегистрирован сельскохозяйственный производственный кооператив «Сельхозтехника». Членами кооператива стали юридическое лицо – открытое акционерное общество «Ленская сельхозтехника» и физические лица – члены кооператива.

Некогда большое государственное предприятие, на котором работало более ста человек, занимавшихся ремонтом сельскохозяйственной техники, монтажом оборудования и его поставками, теперь выполняло следующие виды деятельности:

- производство молока, мяса, картофеля, овощей;

- переработка сельскохозяйственной продукции и ее реализация;

- лесозаготовка, переработка и реализация лесопродукции;

- ремонт сельскохозяйственной техники;

- автотранспортные перевозки;

- оптовая и розничная торговля;

- посреднические услуги.20

Сейчас, спустя 20 лет с момента опубликования этого Постановления, я задаю себе вопрос: зачем вообще были прописаны первые два пункта деятельности кооператива. Уже в 2000 году в районе не было весеннего сева, не вышли на поля для весенней пахоты тракторы, кто и сколько сажал картофеля и овощей в 2000-е годы и как их перерабатывал? Где и сколько было той техники, которую надо было ремонтировать? Как и все сельскохозяйственные кооперативы, СПК «Сельхозтехника» пытался остаться «на плаву» за счет лесозаготовки и реализации лесопродукции. Однако и этот вид деятельности не сумел сохранить предприятие.

Финальную точку в деятельности СПК «Сельхозтехника» поставил в 2008 году конкурсный управляющий кооператива Верховцев Василий Анатольевич, назначенный решением арбитражного суда Архангельской области в 2006 году. Он окончательно ликвидировал предприятие.21

Машинно-тракторная станция – «Сельхозтехника», которая работала более полувека в тесной связи с сельскохозяйственными предприятиями района, с ее многочисленными работниками, трактористами, комбайнерами, шоферами, слесарями, токарями, кузнецами, инженерами, механиками и другими специалистами, оставила значимый след в истории нашего района.

Предприятие достойно, чтобы мы сохранили память о нем и о тех людях, которые там работали.

Источники:

1 ГААО ОДСПИ Ф.п.-410. Оп. 12. Д. 5. Л. 140, 195. ЛМА. Ф.1. Оп.1. Д.59. Л.83

2 ГААО ОДСПИ Ф.п.-410. Оп. 11. Д. 1. Л. 13.

3 ГААО ОДСПИ Ф.п.-410. Оп. 11. Д. 2. Л. 39.

4, 5, 6, 7 Ф.14. Оп.1. Д.18. Л.25

9 материалы Иртовского школьного музея

10 4 выпуск серии «Ленский муниципальный архив: документы рассказывают», Сыктывкар, 2020, стр. 74-76.

11 ЛМА. Ф.1. Оп.1. Д.228. Лл.217-219.

12 материалы Иртовского школьного музея

13 материалы Иртовского школьного музея

14 ЛМА. Ф.171, историческая справка к фонду

15 материалы Иртовского школьного музея

16 ЛМА. Ф.171. Оп.1. Д.5. Лл.1-3.

17 материалы Иртовского школьного музея

18 материалы Иртовского школьного музея

19 ЛМА. Ф.199. Оп.1. Д.1. Л.12.

20 ЛМА. Ф.199. Оп.1. Д.94. Л.118.

21 ЛМА. Ф. 171, историческая справка к фонду



Николай Берников. Ремонт трактора.
Фото из архива Иртовского школьного музея



Потапов Н., Тучнолобов В., Карпова А., Степанов Л., Оскорбин В. Фото 1970 г.
Фото из архива Иртовского школьного музея



Василий Николаевич Оскорбин. За работой в мастерских.
Фото из архива Иртовского школьного музея